С 01.03.2023 года проверка средств связи будет осуществляться по новым утверждённым правилам, которые вводятся в действие официальным постановлением - ПП РФ №1387 от 05.08.2022 года. Сообщается, что документ будет считаться действительным 6 лет (до 2029 года).

Нормативно-правовым актом, который вступает в силу уже через несколько дней, устанавливается порядок подтверждения безопасности устройств связи, которые применяются:

  • для основных сетей связи (т.е. общего использования);

  • в сетях технического предназначения (для обеспечения функциональности основных сетей);

  • в спец. сетях, в том случае, если они присоединяются к общим.

Предыдущие правила проверки таких устройств регламентировались ПП РФ №214. Сейчас же этот документ утратил силу.

Но с 1 марта вводится в действие новое Постановление, положения которого требуется соблюдать при сертификации и декларировании подобной продукции перед ее выпуском на рынок (подробности узнавайте тут https://rimtest.ru/).

На какое оборудование для связи требуется сертификат?

Список подконтрольных устройств, на которые необходимо оформлять сертификат связи, указан в ПП РФ №113. В этот список включено оборудование:

  • коммутационного назначения – станции телефонные (городские, междугородние, зоновые, международные, комбинированные), АТО, средства для коммуникации, оборудования узлов, станции телеграфа и т.д.;

  • для транспортных системы цифрового типа – маршрутизаторы, устройства для передачи цифровой иерархии синхронного типа, для сетевой синхронизации и другое;

  • для мониторинга/управления систем связи;

  • с функциями измерения и расчета объема предоставленных услуг – приборы повременного учета, автоматизированные устройства для расчетов;

  • радиоэлектронной конструкции для обеспечения связи – спутниковые системы, ретрансляторы, системы теле- и радиовещания, другое;

  • программное обеспечение (ПО) для функционирования вышеуказанного оборудования;

  • оконечные устройства.

Если оборудование не включено в список вышеуказанного Постановления, но по своему целевому назначению предназначается для создания и бесперебойной работы сетей связи, то на него в обязательном порядке оформляется декларация.

Кто может быть заявителем при проверке товара?

Если в отношении подконтрольных устройств ПП РФ №113 установлена обязательная оценка, то заявителем может выступать как компания-производитель, так и продавец.

Если на оборудование требуется зарегистрировать декларацию/оформить сертификат, то сделать это может только ИП или юридическое лицо, которое прошло госрегистрацию в РФ (продавец или изготовитель), либо организация, уполномоченная изготовителем соответствующим договором.

Как проводится оценка продукции?

Для проведения оценочной процедуры предпринимателю необходимо предоставить заявку и комплект документов. Прием и рассмотрение заявки специалистами специализированной организации проводится в срок не более 30 рабочих дней с даты обращения заявителя.

Этапы сертификации средств связи – рассмотрение заявки, идентификация оборудования, выбор схемы проведения оценки, заключение договора с фирмой-заявителя и лабораторным центром, который будет проводить необходимую экспертизу.

Для сертификации оборудования используются следующие схемы (согласно ПП РФ №1387):

  • №1 – осуществляется по заявке продавца (проводятся экспертизы образцов, а сертификат регистрируется на 1 год);

  • №2 – по обращению производителя (также необходимы исследования образцов, и срок действия сертификата составляет 1 год);

  • №3 – по обращению изготовителя, который осуществляет серийный выпуск устройств (помимо экспертизы образцов, проводится аудит производственных условий, а сертификат выдается на 3 года с ежегодным инспекционным контролем);

  • №4 – предусматривается для партии устройств, заявителем может выступать продавец или поставщика (проводятся испытания образцов из партии, указывают идентификационные параметры изделий, а сертификат действует 3 года).

Для проведения экспертизы необходимо отобрать и предоставить образцы. Решение о регистрации сертификата принимается на основании результатов оценочных мероприятий.

Заверенные копии разрешительных документов специалисты передают в Минкомсвязи РФ для регистрации, а также в Роскомнадзор (если средство не прошло обязательную оценку соответствия).

Какие документы нужно подготовить заявителю?

Для проведения оценки потребуется подготовить и предоставить специалистам:

  • заявку;

  • копии ИНН и ОГРН (заверенные у нотариуса);

  • данные фирме-изготовителе и месте нахождения (объекте) производства;

  • официальные копии госстандартов и ТУ;

  • информацию об изделиях - указываются коды ТН ВЭД, название оборудования, назначение и т.д. (прилагаются этикетки, тех. паспорта, руководства и т.д.);

  • сертификат СМК ISO (если имеется);

  • другие документы.

Более детальный список составляется экспертами после изучения заявки и обсуждения условий процедуры с заявителем.

При производстве и продаже товаров важную роль играет содержание и наличие маркировки. Потребители с помощью этикетки получают возможность ознакомиться с составом, узнать об изготовителе и прочих значимых идентификационных признаках продукции. Производители и продавцы, чтобы автоматизировать деятельность, применяют штриховое кодирование — метод шифрования данных в последовательности тёмных и светлых прямоугольников.

Виды штрих-кодов

Штриховые коды являются источником информации о товаре, которая представлена в виде компактного графического знака, удобного для считывания сканерами.

Основные виды шифрования информации:

  • Линейное. Методика позволяет закодировать 20 – 30 знаков. Они доступны для считывания самыми элементарными декодерами только в одном направлении. Популярные стандарты — EAN-8, EAN-13, UPC и др.

  • Двумерное. Способ даёт возможность перенести в цифровой формат до 2 Кб информации, что соответствует нескольким тысячам символов. Для расшифровки двумерного кода применяются специальные 2D-сканеры с возможностью горизонтального и вертикального считывания. Наиболее распространённые виды — QR, DataMatrix.

Требования к разработке линейных кодов по стандартам EAN/UPC установлены положениями ГОСТ ISO/IEC 15420-2010.

Дизайнеры нередко интегрируют чёрно-белые прямоугольники в тематические или брендовые изображения без потери чёткости, контрастности для считывания и информативности.

Сфера применения штрихкодирования

Благодаря функциональности штрих-коды нашли применение:

  • в торговле (отслеживание, учёт продукции на всех этапах жизненного цикла);

  • при складском хранении (приёмопередаточные операции, инвентаризация и прочие);

  • защите безопасности предприятия (сбор данных о перемещении людей по обозначенной территории);

  • в службах доставки;

  • библиотеках, архивах и т.д.

Согласно действующему законодательству, штрихкодирование товаров в РФ носит добровольный характер. Организации обращаются за разработкой и регистрацией графических кодов для обеспечения собственной конкурентоспособности в специализированные центры. Подробнее тут https://znak.store/produkciya-dlya-shtrixkodirovaniya/shtrixkodirovanie-tovarov

Плюсы штрихкодирования

Шифрование идентификационных признаков объекта по международным стандартам является обязательным условием для импорта за рубеж. Но даже при осуществлении деятельности на внутреннем рынке штриховые коды обеспечивают компаниям преимущества:

  • сокращение затрат на учёт, отслеживание интересующих объектов и инвентаризацию;

  • возможность оптимизации логистических решений, складских издержек;

  • цифровой формат упрощает документооборот, снижая число ошибок, утери данных;

  • автоматизация товародвижения;

  • повышение эффективности персонала, производственных процессов;

  • укрепление положительного имиджа и инвестиционной привлекательности бизнеса;

  • возможность получения крупных контрактов, в т.ч. государственных.

Штриховое кодирование позволяет компании повысить рентабельность, сократить производственные издержки, укрепить позиции на рынке.

Широкое распространение данного типа шифрования данных обусловлено небольшой стоимостью по сравнению с магнитными средствами идентификации товаров. Также методика характеризуется доступностью и технологической простотой нанесения.

Регистрация штрих-кодов

Численно-буквенные символы для идентификации продукции разрабатываются и легализуются уполномоченными организациями-регистраторами. Коды формируются после предоставления:

  • заполненного заявления;

  • необходимого пакета документов;

  • ассортиментного перечня.

Этапы проведения процедуры:

  1. Оформление заявки. Ответственность за правильность заполнения ложится на заявителя. Также обращение должно содержать полные реквизиты компании, перечень продукции, префиксы для внутреннего рынка РФ (793-799) или международные (460-46), а также другие значимые сведения.

  2. Направление данных для регистрации в системе Юнискан. Допускается отправка заявления и пакета документов на электронную почту организации, предоставляющей услуги.

  3. Получение штрих-кодов в электронном виде. Заявитель самостоятельно работает с готовыми графическими изображениями. Коды доступны для просмотра торговым сетям, сервисам и системам поиска в интернете.

Присвоенные коды должны быть уникальными. Подтверждением добросовестности регистрирующей компании являются: официальный договор и сертификат, подтверждающий легальность полученных знаков.

Документация для регистрации штрих-кодов

Заявитель передаёт регистратору доказательную базу, включающую:

  • копии ИНН/ОГРН, устава;

  • карточку предприятия;

  • ассортиментный перечень с описаниями (составы, марки, назначение и т.д.);

  • сведения об упаковочных материалах.

Пакет документов можно предоставить в электронном виде вместе с заявлением на регистрацию.

Обращаясь за сопровождением по штрихкодированию товаров в специализированную организацию, заявитель получает консультацию по выбору стандарта, соответствующего целям компании. Квалифицированные сотрудники помогают зарегистрировать штриховые коды в течение 1-2 дней, предоставляя гарантии подлинности.