СМК (система менеджмента качества) – это инструмент, внедряемый на предприятиях с целью обеспечения непрерывного контроля качества товаров (или услуг), а также оптимизации затрат, повышения эффективности производства и т.д.
Функционирует СМК согласно положениям следующих нормативов:
- базовый (основной) стандарт – ИСО 9001;
- положения по внедрению экоменджмента на предприятиях – ISO 14000;
- по охране труда и технике безопасности в компаниях – ИСО 45001-2020;
- информационной безопасности – ИСО/МЭК 27000-2012;
- и т.д.
Для большинства компаний по производству различных товаров и услуг применение СМК является добровольной процедурой, т.е. проводится по инициативе руководства. Однако для некоторых предприятий эта процедура является обязательной, в частности:
- пищепром и общепит – на основании ISO 22000, ГОСТ Р 51705.1-2001;
- медицина – процедура проводится с учетом положений ГОСТ Р 58337-2018;
- ядерный энергетический сектор – основным ГОСТ Р выступает 19443-2020;
- оборонная промышленность – учитываются положения ГОСТ Р ЕН 9100-2011;
- и т.д.
По результатам внедрения и проверки функционирования системы компания может пройти добровольную сертификацию и получить сертификат ИСО. Этот документ является подтверждением применения СМК, а также выступает эффективным инструментом в конкурентной борьбе.
Для чего внедряется СМК в компаниях?
Преимущества внедрения системы менеджмента качества в следующем:
- обеспечивается непрерывный и эффективный мониторинг качества за производимой продукцией или работами, которые выполняет фирма;
- сокращаются затраты на производство за счет проведения контроля и внедрения новейших технологий;
- уменьшается количество брака;
- компания получает возможность получить сертификат ИСО 9001, который обеспечит преимущества в конкурентной борьбе на рынке (к примеру, при участии в госзакупках и коммерческих тендерах, выходе на зарубежные рынки сбыта, при взаимодействии с инвесторами и новыми деловыми партнерами и т.д.);
- улучшается имидж предприятия и формируется положительная деловая репутация;
- фирма получает оптимальные условия для повышения конкретных позиций и обеспечивает непрерывно растущий поток покупателей/клиентов;
- создаются предпосылки для проведения эффективных преобразований в компании, в том числе – благодаря прозрачности ведения документов и бизнес-процессов;
- руководители фирмы смогут быстрее принимать обоснованные решения, учитывая имеющиеся риски, приводящие к снижению качества производимых товаров (или услуг);
- на предприятии улучшаются условия и культура труда, а у сотрудников формируется бережное отношение к используемым природным ресурсам;
- другое.
Что нужно для внедрения СМК?
Система менеджмента качества, функционирующая на предприятиях, основана на соблюдении следующих принципов:
- ориентированность фирмы на конечного потребителя (покупателя или клиента);
- формование и развитие корпоративной культуры на предприятии;
- обеспечение вовлеченности сотрудников во все процессы, происходящие в компании (включая принятие решений);
- процессный подход – начиная от проектирования и заканчивая постоянным совершенствованием;
- непрерывное развитие и быстрая адаптация к меняющимся «рыночным реалиям»;
- принятие решений с учетом фактических сведений (эти данные получают по результатам анализа, мониторинга, внутреннего аудита);
- взаимовыгодные отношения со всеми партнерами по бизнесу (поставщиками, продавцами и т.д.).
Для того, чтобы внедрить СМК, компании потребуется пройти несколько этапов. Первым из них является проектирование (включает определение сроков, методик, проведение предварительного аудита деятельности, анализ используемой тех. документации для производства или оказания услуг и т.д.).
Далее разрабатывается необходимая документация для функционирования системы менеджмента – к ней относится план внедрения, графики, приказы о назначении аудиторов и ответственных лиц, ППК и иное.
Одновременно с этим осуществляется анализ имеющихся рисков, определение ККТ (контрольных критических точек), предельных показателей для каждой ККТ и т.д. Обязательным этапом также является обучение сотрудников работе с системой менеджмента, что позволяет обеспечить их максимальную вовлеченность.
Первые результаты необходимо проанализировать и, при необходимости, внести корректировки. В дальнейшем, мониторинг работы системы проводится регулярно – согласно утвержденному графику.
На окончательном этапе осуществляется внутренний аудит функционирования СМК.
Оформление сертификата ИСО
После внедрения и эффективного применения системы менеджмента качества в работе компания вправе получить сертификат ИСО. Документ оформляется при содействии специалистов на основании анализа внедрения и функционирования СМК.
Для проведения сертификации заявитель предоставляет следующие документы:
- заявка;
- реквизиты фирмы;
- сканы ОГРН и ИНН;
- сведения о тех. документации на производство продукции (либо оказания услуг) – гос. стандарты, тех. условия, СТО (стандарты организации);
- документы по внедрению и применению менеджмента качества;
- и другое.
Сертификат выдается на три года, если работа проверяемой организации полностью отвечает требованиям заданного норматива.