Афиша
29
Пт, март

Железнодорожные вокзалы Москвы

Путешествия

Типография

Каждый из нас хоть раз пользовался услугами железнодорожного транспорта. 9 основных железнодорожных вокзалов Москвы, их история и расположение на KudaGid!

Вокзалы Москвы список

Железнодорожный узел Москвы является одним из наиболее крупных во всем мире, и самым большим на просторах СНГ. Железнодорожные вокзалы Москвы играют очень важную роль, так как за счет них обеспечиваются пассажирские железнодорожные перевозки и именно на столичные вокзалы приходится внушительная нагрузка. Поток пассажиров каждый месяц составляет около срока миллионов человек. В столице Российской Федерации расположено девять вокзалов, возле каждого из которых имеется выход к метрополитену. Поэтому не возникает вопросов, как добраться до железнодорожного вокзала. Если посмотреть на карту, железнодорожные вокзалы практически все расположены на Кольцевой линии. Исключением являются Рижский и Савеловский вокзалы. Преимущественное большинство вокзалов были построенными в девятнадцатом веке, и являются архитектурной и исторической ценностью. Создавались они по проектам выдающихся архитекторов, среди которых Константин тон, Алексей Щусев, Смарагд Шустов и многих других талантливых специалистов.

1. Ленинградский железнодорожный вокзал в Москве

Это самый первый железнодорожный вокзал Москвы, который был построен в сороковых годах по проекту архитектора Константина Тона. Вокзал был оформлен в русско-византийском стиле. Подобное оформление получили и другие постройки, возведенные по проектам Тона, среди которых Оружейная палата, Кремлевский дворец и Храм Христа Спасителя. Башня, оснащенная часами, расположенными на двухэтажной постройке, выполнена по мотивам западноевропейских ратуш. В 1855 году Ленинградский вокзал назывался Николаевским. Название было придумано в честь императора Николая Первого, так как именно по его приказу и была построена железная дорога. В 1923 году вокзал был переименован в Октябрьский, а в 1937 году в Ленинградский. Реконструкция вокзала была осуществлена в 1974 году. Только часть постройки, которая расположена на Каланчевской площади, осталась незатронутой. Именно этот вокзал является единственным в столице, который не относится к Московской железной дороге, так как подчиняется железной дороге Санкт-Петербурга. В холле здания имеется расписание железнодорожного вокзала.

Ленинградский железнодорожный вокзал в Москве


2. Казанский железнодорожный вокзал в Москве

Император Александр Второй в 1859 году издал указ по строительству Саратовской железной дороги. Данный вокзал обладал общей кровлей с дебаркадером, который был расположен над путями и платформами. По центру самого здания была расположена башня, на которой были установлены часы и шатровая крыша. С 1890 года по 1894 год проводились работы по продлению железной дороги. Когда пути были доведены до Казани, вокзал получил соответствующее название. В 1911 году на конкурсной основе были отобраны для строительства нового здания проекты архитекторов Щусев и Шехтель. Они подали на рассмотрение практически одинаковые идеи. Вокзал представляет собой композицию, которая имеет разные объемы и этажность. Здание выполнено в стиле русской национальной архитектуры. В центральной области расположена высокая башня. Основным зданием является сооружение, высота которого составляет 73 метра, которое было украшено фигурой Зиланта, являющегося символом Казани из древних времен. В левой стороне располагается невысокая башня, на которой установлены часы. На циферблате изображены знаки Зодиака. Ознакомиться с расписанием железнодорожного вокзала можно внутри здания.

Казанский железнодорожный вокзал в Москве


3. Ярославский железнодорожный вокзал в Москве

В 1862 году была открыта новая железная дорога, которая проложена от столицы до Сергиева Посада. Названа она была Троцкой. Само здание имеет П-образную форму и два этажа. В средней части здания имеется башня. После того, как железная дорога была продлена до Ярославля, а уже с 1899 года и до Архангельска, квадратуры самого вокзала оказалось совершенно недостаточно. Перестройкой здания занимался архитектор Ф.О.Шехтель, после чего здание приобрело совершенно новый вид. В процессе проведения работ был пристроен фасад, который был создан по прообразу павильона Русского Севера на Нижегородской ярмарке в 1896 году. Также были включены элементы, относящиеся к древнерусской архитектуре. Речь идет про высокую кровлю, вставки, на которых размещены так называемые «северные» рисунки. Также была сооружена боковая башня, возле которой была расположена Огромная входная арка в вестибюль. В 1907 году вокзал был переименован в Северный. После проведения некоторых реконструкционных работ в 1966 году вокзал приобрел свой современный вид, каким мы его видим сейчас. Несмотря на некоторые изменения, все равно отлично видно боковые фасады первоначального здания и перестройки. Массивные и габаритные колонны, которые ранее стояли на перроне, сейчас находятся внутри здания.

Ярославский железнодорожный вокзал в Москве


4. Белорусский железнодорожный вокзал в Москве

Изначально данный вокзал, строительство которого началось в 1869 году, назывался Смоленским. Со временем железнодорожные пути были продлены до Бреста, после чего вокзал был переименован соответствующе. Именно данная линия получила наибольшую протяжность в стране, так как ее длина составляет 1100 километров. С 1890 года квадратуры вокзала стало совершенно недостаточно для имеющегося наплыва пассажиров, так как с трудом там помещались пассажиры одного поезда. В расписании железнодорожного вокзала уже тогда указывалось множество направлений. Несмотря на это работы по реконструкции начались только в 1870 году. На фасаде вокзала размещались купольные павильоны и большая арка, предназначенная для входа. В год, когда отмечалось столетие войны с Наполеоном, сам вокзал и железная дорога были переименованы в Александровские. Назван вокзал был в честь императора, который одержал победу в Отечественной войне. В 1922 году вокзал снова был переименован, на сей раз в Белорусско-Балтийский. В 1936 году было утверждено название Белорусский.

Белорусский железнодорожный вокзал в Москве


5. Киевский железнодорожный вокзал в Москве

Направление Москва-Киев было образовано достаточно поздно. В 1898 году Москва была связана с Калугой и Брянском. После этого сам вокзал был назван Брянским. Сооружение довольно часто было предметом нареканий и насмешек. Причина заключалась в том, что вокзал был одноэтажным, выполненным из дерева и больше был похож на какую-нибудь постройку в провинции. Вокзал совершенно не соответствовал столичному статусу. Но именно в таком виде он функционировал на протяжении 15 лет. После того, как была проведена реставрация в оформлении здания, оформление напоминало триумфальные ворота, которые были расположены на площади Тверской заставы. На сегодняшний день на башне до сих пор размещены часы, которые были установлены во время сооружения основного здания. Так как часы являются механическими, перевод стрелок осуществляется исключительно вручную. Именно часы Киевского вокзала и куранты Кремля являются единственными механическими часами, которые расположены в столице. В 1912 году был построен Бородинский мост, который соединил данный вокзал с центром столицы. Нынешнее название вокзал получил только в 1934 году.

Киевский железнодорожный вокзал в Москве


6. Рижский железнодорожный вокзал в Москве

В 1897 году было произведено соединение железной дороги Москвы с Виндовой. Соответственно был сооружен вокзал, на котором бы размещались пассажиры, ожидающие поезда. Фасад данного вокзала был выполнен в русском стиле. При оформлении использовалась архитектура допетровской Руси. Изначально данная постройка имела вид двух теремов, каждый из которых имел по два этажа. Здания были соединены одноэтажными переходами. Вокзал еще на то время имел собственную электростанцию, за счет которой освещалось само здание и платформа. На платформе имелся навес, выполненный из металла, который был предназначен для обеспечения защиты пассажиров от непогоды. На сегодняшний день Рижский вокзал является одним из наиболее тихих в столице, так как в основном в сутки из него отправляется не более двух поездов. Благодаря металлическому навесу, который оснащен габаритными чугунными опорами, здание приобретало европейский внешний вид. Однако расположение этого навеса параллельно путям добавляло провинциальности. По этой причине именно этот вокзал часто использовался в кинематографе. На сегодняшний день там функционирует музей железнодорожной техники.

Рижский железнодорожный вокзал в Москве


7. Курский железнодорожный вокзал в Москве

С момента постройки данный вокзал был назван Нижегородским, и был расположен за пределами города, возле Абельмановской заставы. Правление данной железной дороги многократно добивалось того, чтоб вокзал был перенесен ближе к центру города. По этой причине не предпринимались попытки реставрации старого или постройки нового сооружения на старом месте. Получение разрешения на переезд затянулась аж на тридцать лет. В итоге Нижегородский вокзал объединили с Курским. На тот момент уже велись строительные работы второго на Садовом кольце. Открытым для пассажиров новый Курский вокзал стал с 1896 года. Здание имело симметричную форму и белые колонны. Также там размещались две башни с куполами. Самые первые работы по реконструкции железнодорожных путей Курского вокзала были завершены в 1938 году. В 1972 году вновь началась реконструкция, после которой вокзал приобрел сегодняшний вид. Несмотря на новшества, старый вокзал не был снесен, и стал одной из составляющих нового. При этом был сохранен в полной мере архитектурный декор центральной части. Фасад здания можно посмотреть со стороны путей железной дороги. Внутреннее убранство также сохранили в одном зале ожидания. Одним из основных отличий от других железнодорожных вокзалов Москвы является то, в расписании курского железнодорожного вокзала указаны преимущественно транзитные рейсы.

Курский железнодорожный вокзал в Москве


8. Савеловский железнодорожный вокзал в Москве

Сооружение железной дороги до села Савелово, которое на Волге, производилось по причине необходимости связывания речного торгового пути по Волге со столицей. Данный вокзал изначально имел вид достаточно скромного одноэтажного здания. Только центральная часть здания имела два этажа. Изначально вокзал назывался Бутырским, и открыт был в 1902 году. Данный вокзал является самым молодым из всех вокзалов, которые расположены на территории столицы. Также он является самым тихим. В 1987 году были проведены работы по реконструкции вокзала, после чего здание стало двухэтажным. Несмотря на это общий облик сохранился. С 1999 году было правительством принято решение про перевод всех поездов дальнего следования из Савеловского вокзала на Белорусский. На сегодняшний день Савеловский вокзал является единственным в Москве, который осуществляет обслуживание исключительно пригородных электричек. Несмотря на это внутри здания имеется справочная железнодорожного вокзала. Именно там пассажиры могут уточнить расписание электричек железнодорожного вокзала.

Савеловский железнодорожный вокзал в Москве


9. Павелецкий железнодорожный вокзал в Москве

В девятнадцатом веке Общество Рязанско-уральской железной дороги осуществляло управление наиболее крупной частной дорогой, путь которой был проложен через Черноземье до Урала. Несмотря на это данная железная дорога не имела никакого выхода к столице. Поэтому в мае 1898 года было получено разрешение на строительство новой линии Павелец-Москва. На момент строительства вокзал назывался Саратовским, после этого был переименованным в Павелецкий. На то время в справочниках указывалось и то и другое название. Постройка является симметричной, имеет два этажа. Центральная часть имеет три этажа. Над боковыми корпусами расположены мансарды. Облицовка стен произведена из кирпича, а цоколя тесаным камнем.

Павелецкий железнодорожный вокзал в Москве

Каждый из вышеперечисленных железнодорожных вокзалов является важным звеном, благодаря которому обеспечиваются железнодорожные перевозки. Здания вокзалов столицы Российской Федерации отличаются величественностью и красивой архитектурой, поэтому они часто представляют интерес у туристов и гостей столицы.

7 бесплатных экскурсий пешком по Москве

8 недорогих кафе в центре Москвы

Реклама на сайте